Сабвуфер Focal Performance Expert P25FS
В семействе акустики FLAX пополнение – плоский сабвуфер Performance Expert P25FS. Буква F, как и у всей серии, обозначает материал диффузора, а появившаяся только в этой модели буква S – Slim, плоский. А может, и Superficiel (неглубокий) – если по-французски, и версия эта не лишена оснований. Французы не упускают случая подчеркнуть свою самобытность – даже размеры предпочитают указывать не в миллиметрах, а в сантиметрах. Про дюймы даже и вспоминать неприлично – могут побить…
ГЛУБИНА ПОГРУЖЕНИЯ
Эти две буквы для посвящённых характеризуют динамик во всей полноте, но начнём мы со второй буквы – именно она отличает сабвуфер от остальных представителей серии. Их, кстати, три – диаметром 25 и 30 см (что привычно) и 20 см (что куда менее привычно). Но плоская разновидность появилась именно у аудиофильского десятидю 25-сантиметрового P25F. Для этого пришлось основательно переработать конструкцию – изменённая магнитная система переместилась внутрь корзины (её форма осталась неизменной), изменился профиль диффузора – он стал более плоским. Монтажная глубина стала сравнима с большинством 16-сантиметровых мидбасов.
Вид в профиль и основные размеры. Обечайка в виде усечённого конуса из пластика ABS выносит центрирующую шайбу к самому диффузору. И заодно скрывает магнитную систему
Крупным планом: обечайка и центрирующая шайба. Виден даже краешек четырёхслойной звуковой катушки диаметром 38 мм на стеклопластиковом каркасе. Поскольку ход диффузора 11 мм, подводящие провода прошиты через шайбу – это подвышает долговечность головки
На этом фото видна часть магнитной системы – нижний магнитопровод и аэродинамически оформленное вентиляционное отверстие в центральном керне. Всё остальное внутри штампованной стальной корзины, позаимствованной у предшественника
Корзина хоть и штампованная, но абсолютно глухая. Она проектировалась с применением метода конечных элементов, поэтому собственные колебания затухают совершенно самостоятельно, без демпфирования. Изделие получилось настолько удачным, что в нём «на вырост» заложили две площадки под терминалы – в расчёте на двойную звуковую катушку. Единственно, что стоило бы сделать производителю – развернуть терминалы на 90 градусов, чтобы провод вставлялся не по радиусу, а по касательной, так легче будет установить динамик в корпус. Впрочем, это можно сделать и самостоятельно.
Структура композитного диффузора FLAX «на просвет». Против пятисотваттной лампы устоять невозможно…
Вот мы и добрались до первой буквы. F=FLAX, это сэндвич из стеклокомпозита и непереплетённых волокон льна. Они хорошо видны на снимке. Применение в роли заполнителя льняных волокон решает массу технологических проблем – прежде всего, льняные волокна не подвержены термическому воздействию и сдавливанию при формовании диффузора, а это позволяет автоматизировать процесс. Сочетание стеклянных и льняных волокон – это очень основательно продуманное инженерное решение, позволяющее делать эксклюзивные по своим свойствам диффузоры не по эксклюзивной ручной технологии и, как следствие – не за эксклюзивные деньги. Остальные конструктивные решения – «переходящие», как вымпел соцсоревнования. Профиль гофра образован «цепной линией», а не полуокружностью или эллипсом. Гофр приклеен к фланцу корзины, сверху дополнительно прижимается резиновым ободом, нижняя часть которого служит уплотняющим кольцом.
ИЗМЕРЕНИЯ
Параметры Тиля-Смолла. Отклонения измеренных параметров от значений, для них заявленных, в целом минимальны, в пределах естественного разброса (кроме чувствительности). Впрочем, Focal всегда отличался стабильностью параметров.
Заявка | Факт | |
---|---|---|
Мощность, ноимнальная/максимальная, Вт | 280/560 | — |
FS, Гц | 30 | 29,95 |
VAS, л | 25 | 26,4 |
dBSPL, дБ/Вт/м | 84 | 81 |
MMS, г | 190 | 196,7 |
QTS | 0,78 | 0,81 |
QMS | 4,5 | 4,89 |
QES | 0,95 | 0,97 |
RE, Ом | 3,2 | 3,2 |
B*l, Т*м | 11,2 | 11,05 |
Xmax, мм | 11 | — |
Рекомендации производителя однозначны – только закрытое оформление объёмом от 12 до 18 л. Поскольку измеренные и заводские параметры практически совпадают, то приведём результаты моделирования по усреднённым значениям.
Как видим, объём ЗЯ влияет на ход АЧХ в области ниже 60-70 Гц, причём во всех случаях наблюдается горб на АЧХ в области 80-100 Гц. Это и не удивительно: результирующая добротность в таком оформлении получается 1,2-1,3, что не совсем по-аудиофильски – зато мощно и басовито. За компактность оформления приходится платить
ЗЯ объёмом 30 л доводит результирующую добротность до единицы, горб практически исчезает. Во Free Air АЧХ становится аудиофильской, добротность опускается до 0,8 – и этот вариант достоин применения
В структуре искажений преобладает вторая гармоника, в области 30-50 Гц вторая и третья гармоника находятся в некоем динамическом паритете, и лишь ниже частоты резонанса третья гармоника берёт верх. Этим можно пренебречь в ЗЯ, но в случае Free Air будет полезен сабсоник
МЁД & ДЁГОТЬ
Комбинация уже обкатанного материала FLAX с новыми конструктивными решениями позволила создать действительно выдающийся компактный сабвуфер, не требующий больших объёмов оформления и отличающийся малой монтажной глубиной. За компактность и хорошую линейность пришлось заплатить чувствительностью, но мощные усилители уже давно не являются дефицитом. В конструкции приняты все меры по обеспечению долговечности и стабильности характеристик. Кроме компактного закрытого оформления динамик может работать и Free Air, но в этом случае для снижения искажений полезно будет использовать сабсоник с настройкой на 20-25 Гц.