До недавнего времени JL Audio радовала нас акустикой сегмента «среднего и выше». Но и появившиеся недавно бюджетные изделия линейки C1 отличает столь же высокое качество звучания.
НЕ ПАРА
Самый первый шаг в улучшении «базовой» аудиосистемы – замена дубовой штатной акустики. В современных реалиях это означает: на фронт – компонентную, на тыл – коаксиальную, причём одного типоразмера. Но изделия даже одного модельного ряда нередко отличаются по звучанию настолько, что использовать их совместно рука не поднимается. За примерами далеко ходить не надо: сплошь и рядом компонентная акустика укомплектована приличным твитером и двухполосным кроссовером второго порядка, а коаксиал из этой же линейки – простенькой «пиСЧалкой» с фильтрующим конденсатором. Мидбас одинаковый, а что толку? Звучание таких динамиков никогда не будет сходным.
Динамики JL Audio C1-650 (компонентный) и C1-650X (коаксиальный) это противоречие успешно преодолели. Конструкция и комплектация одинаковы настолько, насколько это возможно. Такая вот «не пара». Поэтому вместо двух отдельных тестов – один парный сравнительный, так будет нагляднее.
Сначала несколько слов об общих конструктивных особенностях, а к частностям перейдём чуть позже. В новых динамиках по максимуму использованы классические, но отшлифованные до совершенства решения – это позволило снизить себестоимость без влияния на качество. И не обошлось без нововведений.
Диффузор динамиков выполнен из полипропилена инжекционного литья с минеральным наполнителем и упорядоченной внутренней структурой (фото «на просвет» в заголовке), профиль диффузора гарантирует необходимую жёсткость при сохранении малой массы подвижной системы – а это обеспечивает низкий уровень искажений и высокую скорость отклика, необходимую для детального звучания. Резиновый подвес и центрирующая шайба Conex – это уже классика.
Излучатель твитера с 19-миллиметровым алюминиевым куполом на шёлковом подвесе также одинаков для всех комплектов – разница в его акустическом оформлении. В компонентном комплекте он закрыт защитной сеткой, а коаксиале снабжён фазовыравнивающей «спицей». Магнитная система неодимовая, с феррожидкостным демпфированием звуковой катушки – это, кстати, обеспечивает и хороший отвод тепла.
Динамики практически близнецы, диффузор компонентного мидбаса отличается лишь полипропиленовым пылезащитным колпачком. Установка дополнительного излучателя коаксиала сделана традиционно элегантно, проводники проходят в стойке
Заглядывая с тыла, видим: корзина современной конструкции, жёсткость фланца достигается не увеличением толщины металла, а Z-образным профилем. Магнит ферритовый, звуковая катушка стандартного диаметра – 25 мм. У коаксиала на клеммах контактной колодки смонтирован фильтр второго порядка для твитера
Габаритные размеры несколько меньше большинства «шестёрок» – в том числе из-за отказа от сплошного широкого фланца с массой отверстий на все случаи жизни. Если замерять диаметр «по ушам», выходят стандартные 165 мм. Уменьшенная по сравнению с большинством «одноклассников» посадочная глубина существенно упростит установку в штатные места
Кроме того, динамики комплектуются адаптерами для увеличенных штатных мест, пилить фанерки не обязательно. Крепёж также входит в набор, а сетки – нет. Ставим в штатные места, там сетки лишние…
С общим закончили, теперь переходим к частному. В компонентном комплекте, как уже говорилось, твитер снабжён защитной сеткой – и корпусом.
Слева собственно «тушка». Помимо «врезного» варианта предлагается установка на поверхность в чашке (справа). Чашка закрепляется двумя винтами
Компактность пищалки позволяет без особых ухищрений установить её в треугольнике зеркала или в стойке. Позднее мы убедимся, что разработчики имели в виду именно это
Кроссовер компонентного комплекта предназначен только для твитера – как и в коаксиале. В отличие коаксиала здесь предусмотрена защита от перегрузок
Как видим, конструкция максимально одинакова – даже мидбас в компонентном наборе работает в полную полосу, чтобы не отличаться в этом от коаксиала. По замыслу разработчиков, это должно уравнять характер их звучания. Ну что ж – «сейчас мы их проверим, сейчас мы их сравним…»
ИЗМЕРЕНИЯ
Номинальную мощность акустики изготовитель заявляет как 50 Вт RMS, рекомендуемая мощность усилителя до 75 Вт. Чувствительность обеих моделей заявлена одинаковая – 90,5 дБ/Вт/м, диапазон воспроизводимых частот также одинаковый: 48 Гц – 24 кГц с неравномерностью +/- 3дБ. Собственно, при практически одинаковом конструктиве чувствительность и не должна заметно отличаться, излучатели твитеров также одинаковы, если не считать защитной сетки. Но не будем толочь воду в ступе, сравним лучше результаты измерений:
C импедансом – никаких сюрпризов, 3,2 Ома в среднем по диапазону. Z-характеристики компонентного комплекта в сборе и коаксиала повторяют друг друга до степени смешения: я накладывал графики друг на друга – расхождения ничтожные. Индуктивность звуковой катушки мидбаса в обоих случаях нивелируется твитером, собственный резонанс которого отлично задемпфирован. И даже кроссоверы ведут себя одинаково
Параметры Тиля-Смолла
Параметр | JL Audio C1-650 | JL Audio C1-650X |
---|---|---|
Резонансная частота Fs, Гц | 58,7 | 58,7 |
Эквивалентный объём Vas, л | 14,5 | 13,2 |
Электрическая добротность Qes | 1,08 | 1,08 |
Механическая добротность Qms | 6,22 | 6,22 |
Полная добротность Qts | 0,92 | 0,92 |
Масса подвижной системы, г | 10,6 | 10,4 |
Силовой фактор, Тл м | 3,12 | 3,12 |
Чувствительность, дБ/Вт (1 м) | 86,3 | 85,9 |
Площадь диффузора Sd, см2 | 123 | 117 |
Совпадение электромеханических параметров, я бы сказал, пугающее (в хорошем смысле). У коаксиала на литр с хвостиком меньше эквивалентный объём и на 0,4 дБ ниже чувствительность, поскольку за счёт стойки твитера площадь диффузора уменьшилась на целых четыре квадратных сантиметра…
Составители документации слегка погорячились, среднее звуковое давление по диапазону 86-87 дБ, никак не 90,5 – это максимум, выдаваемый твитером (и то на оси излучения). Вплоть до 2 кГц семейства АЧХ компонентного и коаксиального комплектов очень похожи, дальше начинается закономерная «болтанка», уже индивидуального свойства.
Задержимся ненадолго на этом графике. Оба комплекта характеризуются довольно широкой областью, в которой работают оба излучателя – и мидбас, и твитер. У коаксиала условия работы близки к концепции точечного излучателя, поэтому «разбег» кривых в зоне совместного действия мидбаса и твитера минимальный. Фазовыравнивающая «спица» тоже внесла посильный вклад – кстати, динамик в нижней части двери нужно устанавливать так, чтобы спица (и надпись) были горизонтальны. Твитер компонентного комплекта при измерениях располагался сбоку от мидбаса, поэтому набег фазы проявился самым наглядным образом. Это не повод для беспокойства, в реальных условиях, с учётом сложения прямых и отражённых сигналов всё будет более гладко. Диапазон воспроизводимых частот соответствует заявке на углах до 30 градусов.
Вот так выглядит АЧХ твитера компонентного комплекта. Интересно, что наиболее гладкой оказалась АЧХ под углом 30 градусов – и это при отсутствии специальных фазовыравнивающих элементов! Вероятнее всего, свой вклад вносит защитная сетка. Оптимальным будет направление твитеров друг на друга или с небольшим доворотом в середину салона (стойки или треугольник зеркала, ага). Тогда ближний продемонстрирует гладкую АЧХ, а у дальнего она сгладится за счёт отражённых сигналов, да и уровень сам собой подкорректируется
Наверное, уже излишне говорить, что измеренные нелинейные искажения у динамиков совпали. Содержание гармоник на уровне лучших образцов. На низких частотах преобладают чётные гармоники, на средних и высоких чётных и нечётных гармоник становится примерно поровну.
Искажения в характерных частотных полосах при звуковом давлении 90 дБ (1 м) | |
---|---|
100 — 300 Гц | 0,92% |
300 — 1000 Гц | 0,63% |
1 — 3 кГц | 0,56% |
3 — 10 кГц | 0,52% |
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
При прослушивании оказалось, что звучание компонентного и коаксиального комплектов в основном идентично. Очень выразительное оказалось звучание, без малейшего дефицита верхних частот – на прямом сигнале даже с избытком. Тональный баланс выравнивается при небольшом развороте излучателей в сторону от слушателя – видно, что акустика проектировалась именно для автомобильного применения. На верхней середине довольно ясно выражен «эффект присутствия» – подчёркивание и выделение из общей картины основных голосовых формант, скрипок и флейт. Благодаря повышенной полной добротности бас чёткий, хлёсткий, без малейшей «смазанности», у коаксиала он показался даже чуть более сочным (повлиял меньший эквивалентный объём?). Перегрузочная способность хорошая, детальность и ощущение пространства – неожиданные для бюджетной акустики, пусть и чемпионских кровей.
В завершение теста я провёл чудовищный и глубоко аморальный с позиций аудиофила эксперимент: включил в одном канале компонентную пару, а в другом – коаксиал. И поставил Go Down Moses в монофонической записи 1958 года. Все звуковые образы расположились строго по центру, без неопределённости. Следовательно – в наиболее значимом для восприятия диапазоне динамики работают практически одинаково.
МЁД & ДЁГОТЬ
Отважная попытка сделать «парные» коаксиальный и компонентный комплекты оказалась успешной. У динамиков чёткое, прозрачное и практически одинаковое звучание, характеристики направленности оптимизированы с учётом типичных вариантов установки, конструкция надёжная, исполнение качественное. И несомненное достоинство – цена. Одним словом, отличное решение для замены штатной акустики.