Глава 4. ВЫБИРАЕМ ГОЛОВНОЕ УСТРОЙСТВО
Итак, первым делом мы попытались разобраться со штатными аудио- и мультимедийными системами и посмотрели, что и как из них можно выжать. А что делать, если штатной системы нет? Ответ – радоваться, потому что при выборе нового головного устройства вы уже ничем не ограничены. Так что давайте разбираться с тем, какие они бывают и какие функции могут на себя взять.
КАК ВЫБРАТЬ ГОЛОВНОЕ УСТРОЙСТВО ПОДХОДЯЩИХ РАЗМЕРОВ И ФОРМЫ?
Первым делом при выборе нового головного устройства определитесь с тем, какого оно должно быть размера. О штатных «головах» хитрых форм уже было сказано, тут каждый производитель так и норовит внести что-то свое. А вот среди нештатных (или, как еще говорят, aftermarket) аппаратов все подчинено строгим стандартам, что нам только на руку. Базовый размер головного устройства таков: ширина – 17,8 см, высота – 5 см, максимальная глубина – 18 см, и его обычно называют «размер 1 DIN».
«DIN» – это потому, что впервые такие размеры были предложены немецким институтом по стандартизации (Deutsches Institut fur Normung), и этот стандарт имел обозначение DIN 75500. Он, в общем-то, изначально предназначался для внутреннего рынка, но очень быстро получил более широкое распространение и был принят уже Международной организацией по стандартизации ISO (International Standardization Organization), членом которой этот институт и является. После этого он стал называться ISO 7736, но как уж прилепилось к нему первоначальное название «DIN», так и осталось. | Головные устройства «полутор- ного» размера иногда встреча- ются в американских автомобилях. ![]() |
Цифры в обозначении этого стандарта указывают на высоту головного устройства. 1 DIN – это и есть сам базовый размер с высотой 5 см, а вот 2 DIN – это головное устройство двойной высоты, то есть уже 10 см. «Одинарные» и «двойные» аппараты – самые распространенные, но есть и девайсы размера 0,5 DIN (высотой всего 2,5 см) или 1,5 DIN (ну вы поняли сколько это, да?), хотя их и не так уж много. Теперь, после небольшого экскурса в историю, самое время вернуться в автомобиль, посмотреть на торпедо и прикинуть, какое головное устройство подойдет вам лучше всего – «однодиновое» или «двухдиновое». Для аудиосистемы на этом выбор форм-фактора, в общем-то, можно и закончить, а вот для мультимедийной, пожалуй, еще можно продолжить. Обратите внимание: одни «мультимедийки» не имеют монитора и рассчитаны на работу исключительно с внешним, у других есть небольшой встроенный монитор, а у третьих – большой. Что из всего этого выбрать? Рассмотрим на примерах. | «Полудинки» – это большей частью выездные мониторы, кроссоверы и прочие вспомо- гательные устройства. ![]() |



Карты памяти не всегда бывает удоб- но использовать в качестве основного носителя, но зато их можно использо- вать в качестве внутренней памяти и держать небольшую, но при необхо- димости пополняемую музыкальную коллекцию прямо в самом аппарате. | |
![]() | |
USB-слот может располагаться прямо на передней панели или в виде «хвоста» с тыльной части корпуса. Во втором случае его можно вывести, скажем, в бардачок или в подлокотник. Выбор того или иного варианта – дело вкуса. |
![]() | |
Пример инсталляции с двумя головными устройствами. В верхней части панели – легендарный McIntosh MX406, обладающий великолепным звучанием. Однако он оснащен более чем скромно, так что ему в помощь «приписан» функцио- нально насыщенный мультиме- дийный ресивер размера 2 DIN с собственным экраном. |
![]() | |
Линейные выходы стандартно выполняются в виде белого (левый канал) и красного (правый канал) RCA-разъемов. Но иногда, чтобы выделить какой-то специальный выход, например сабвуферный, могут применяться и другие цвета. |

![]() | |
Многоканальные декодеры могут не только содержаться в самом головном устройстве, но и быть выполненными в виде отдельных блоков. При- чем как опциональных, то есть предназначенных для ограни- ченного числа головных уст- ройств своей же марки, так и универсальных. В последнем случае само головное устрой- ство должно быть оснащено цифровым выходом. |
![]() | |
Композитные видеовходы и видеовыходы можно распоз- нать по желтому цвету RCA- |
![]() | |
Хотим сделать звук побасистей и пожирнее? Тогда прибавляем низкие частоты. Хотим, чтобы верха «цыкали» позвонче? Задираем, соответственно, верхние. Главное – знать чувство меры. | |
![]() | |
В графическом эквалайзере регули- ровка производится на фиксиро- ванных частотах. | |
![]() | |
В параметрическом эквалайзере можно не просто усилить или ослабить сигнал в той или иной частотной полосе, но и выбрать центральную частоту полосы и ее ширину (добротность).
| |
![]() | |
Вращая ручку громкости при вклю- ченном режиме тонкомпенсации (loudness), вы тем самым убавляете или прибавляете сигнал на разных частотах неодинаково. |
![]() | |
Эквалайзеры могут содержаться не только в самих головных устройствах, но и быть выполнен- ными как отдельные самостоя- тельные девайсы. |