Чемоданчик без кнопки
В Италии ядерного чемоданчика нет. Там вообще умеют находить более интересные занятия, чем неуправляемая термоядерная реакция.
Самоопределение чемоданчика (словами фирмы-разработчика): Audison bit Tune — это профессиональный цифровой комплекс для измерений и настройки параметров автомобильной аудиосистемы. Стало понятнее? Мне тоже. Будем разбираться, двигаясь от простого к сложному.
Наиболее простое — вытащить всё из чемоданчика. Вернее, кстати, будет говорить «чемодана», он довольно объёмистый, на небольшую командировку. Часть извлечённого фигурирует на снимках, остальное — на словах. Будет много остального. Главное, что сразу привлекает взор — явно электронное устройство (только без большой красной кнопки в центре), это — центральный измерительный модуль CMU. Второе, что взор привлекает ещё больше, но выглядит куда более загадочно — нечто, напоминающее летающую тарелку, к которой приделали подставку. Это — один из измерительных микрофонов комплекса — HSM (Head Simulation Microphone), «искусственная голова». Не говорите, что у вас и всех ваших знакомых голова имеет иные очертания, я знаю. Но для целей измерения характеристик звукового поля в машине голову решено было сделать такой. Она же должна не думать, а слышать, разные вещи... В комплекте есть ещё один микрофон, в корпусе размерами со спичечный коробок — LPM (Level & Polarity Microphone), для измерения уровня и полярности, значит. Для этих двух микрофонов в комплекте предусмотрена упряжь, с помощью которой они будут водружены на рабочие места в салоне.
Там же — два адаптера питания, от сети или от прикуривателя в машине, и огромное количество проводов и кабелей всех известных современной науке мастей, вполне соответствующих разнообразию разъёмов на корпусе прибора. Пока он лежал у меня на столе, представилась возможность сыграть с коллегами и профессиональными посетителями в интересную игру. Им предлагалось отнести к какой-либо известной категории устройство, на котором собрались разъёмы: «банан», как на тестере; RCA, как на усилителе; BNC, как на осциллографе; две разновидности XLR, как на студийной технике; две оптики; два USB (разных), не считая мелких брызг. Да, а на верхней панели — динамик. Приз остался в студии, не угадал никто.
Мы с вами в лучшем положении. Приза не обещаю, но что здесь зачем — сейчас посмотрим.
Следующий шаг потребует присоединения к CMU компьютера по USB и перевода переключателя «автономности» в позицию PC Analyzer. Разумеется, заранее надо установить на ноутбук программное обеспечение bit Tune, процедура очевидная. В этом режиме можно уже намного больше. Например, и с этого хорошо бы начать — установить (или опровергнуть, кто из нас без греха) правильность полярности подключения динамиков. Для чего служит меньший из микрофонов, LPM. Он же помогает установить правильный уровень сигнала, а встроенный в CMU осциллограф (которому негде было показывать свои кривые, пока не появился ноут) даёт возможность наблюдать за формой сигнала одновременно с измерением его уровня, для электрических цепей. Какого сигнала? Какого хотите: в CMU есть встроенный генератор (синус, шум или свип с выбором параметров), или же, если требуется оценить корректность работы головного устройства, туда устанавливается тестовый диск, а сигнал, хоть RCA, хоть высокого уровня, хоть оптику — на вход CMU. Вот здесь, кстати, выяснилось, что CMU ещё и играет: внутри — многоформатный медиаплеер (WAV, WMA, mp3, FLV, FLAC. Если это — не «много», то я не знаю...), подающий сигнал на все выходы одновременно: RCA, спикерного уровня и оптику. Причём всё это работает с разрешением исходных файлов до 192/24, так что если в качестве тестового сигнала требуется (или захотелось) иметь такой, достаточно его иметь где-нибудь на диске ноутбука.
И ещё в этом режиме можно посмотреть, что делается в цепях питания, единственная подробность здесь — нельзя питать CMU от той же бортовой сети, которую предстоит исследовать, надо подключиться к «гаражному» питанию через адаптер на 220 В. В режиме Battery Scope на экран осциллографа с медленной развёрткой выводится уровень постоянного напряжения в бортовой сети, включая переходные помехи при запуске двигателя или ещё чего.
И наконец, главный номер программы, в котором bit Tune выступает в парном режиме, с процессором bit one или bit Ten. В этом случае собирается цепочка устройств: ноутбук — CMU — процессор, затем и два порта USB. Когда интерфейс на компьютере увидит оба устройства, можно начинать процедуру настройки.
Предвижу вопрос: настройка «полного профиля» возможна только с процессорами Audison? Даю прямой и короткий ответ: да. Так и был задуман bit Tune, как настроечный комплекс для этих процессоров.
В режиме автоматизированной настройки маленький микрофон закрепляется на ремне между сиденьями, большой, «искусственная голова» — на месте головы естественной, в наиболее типичном случае — на месте головы водителя, хотя из меню можно выбрать иное расположение. Надо заметить в этой связи: концепция разработчиков — вести измерение в пустой машине, поскольку «искусственная голова» не оставляет места для природной. Поэтому при запуске любой измерительной процедуры сначала начинается 10-секундный обратный отсчёт на экране компьютера, этого времени достаточно, чтобы выйти из машины, закрыть за собой дверь и наблюдать за ходом измерений. Для этого же шнур USB в комплекте — трёхметровый.
Первая процедура — калибровка микрофонных элементов «искусственной головы». Их пять, расположенных по окружности в пределах угла 180 градусов. Только на этапе калибровки используется свойство тарелки поворачиваться в кронштейне: надо по очереди поворачивать её одним из микрофонов вперёд, каким — написано на экране и дополнительно подсказывается горящим у нужного микрофона светодиодом. Пять раз на вход системы центральный блок подаёт причудливое чириканье, иногда повторяя для верности, после чего заявляет о готовности к работе. Главное, чего ждут от этой работы — автоматизированная настройка эквалайзера и блока временных задержек. Комплексу надо, естественно, заранее сообщить об архитектуре системы, указав, где и какие динамики установлены, а также выбрать: настраивать и АЧХ, и задержки или только задержки, а АЧХ установщик будет настраивать сам, без помощи кибернетики.
Если кибернетика будет участвовать и в формировании АЧХ, появляется интересная (в моей практике — уникальная) опция — возможность задать целевую форму АЧХ. То есть комплекс не обязательно будет тупо выводить частоту «в ноль». Можно задать требуемую итоговую АЧХ системы с помощью панели графического эквалайзера, опираясь на опыт, вдохновение или советы опытных товарищей, кому что ближе. И не обязательно двигая полозки вручную, целевую кривую можно загрузить с компьютера или же (если опытный товарищ — это вы сами) сохранить на диске для последователей. Эта опция, на мой взгляд, интереснее сохранения готового пресета, потому что один и тот же результат (хотя бы в частотном смысле) может быть достигнут в разных машинах с разной акустикой.
Всё задав и откалибровав, можно приступать к собственно настройке. Десять секунд на покидание зоны работ, и комплекс начинает подавать уже знакомое (но немного другое) чириканье по очереди на все имеющиеся каналы системы. Закончив с этим делом, система предложит вам загрузить полученные настройки в процессор и/или сохранить их в виде файла на ноутбуке.
Можно ли потом рукой мастера внести в «автоматические» настройки изменения? Разумеется, для этого не требуется даже разбирать «цепочку», нам удалось, запустив на том же ноуте графический интерфейс bit Ten, добраться до настроек процессора «транзитом» через CMU, на этом этапе никак не вмешивавшегося в процесс. Красной кнопки в итальянском «ядерном чемоданчике» нет, и хорошо, что нет, без неё намного эффективнее и интереснее...